Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, дом 50/52, литер А, ул. Омская д. 16, литер А
Телефон: +7 (812) 417-54-95 секретарь (ул.Сердобольская, дом 50/52), +7 (812) 417-24-32 секретарь (ул.Омская д. 16)

 

Современное общество, находящееся в процессе активного перехода к постиндустриальному типу, требует от учащихся школы не столько освоения предметных знаний, сколько овладения сформированными на высоком уровне разнообразными познавательными умениями (компетенциями), позволяющими человеку осознанно ставить цели своей деятельности, организовывать ее, вступать в межличностную коммуникацию и работать в группе. По данным Санкт-Петербургского Национального исследовательского университета Высшая школа экономики около 40% своего времени дети проводят в общеобразовательном учреждении, следовательно, необходимо принять во внимание тот факт, что школа играет наиболее важную роль в развитии умений, необходимых для успешного функционирования выпускника в обществе XXI века.

Системно-деятельностный подход в обучении, ориентация общеобразовательной школы на формирование метапредметных умений обучающихся, заложенных в основу Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, позволяют рассматривать туристско-краеведческую деятельность как один из ведущих способов подготовки компетентного выпускника.

В настоящий момент расширяются возможности как для использования новых, инновационных методов и приемов обучения школьников, так и возрождения старых, несправедливо забытых в постсоветской России. Одним из таких методов является образовательный туризм, который, несомненно, можно оценивать, как высокоэффективный способ, обеспечивающий достижение всего спектра результатов обучения в школе (метапредметные, предметные и личностные результаты), заявленного в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В нашей деятельности особое внимание уделяется внеурочным формам. Важной составляющей является интеграция деятельности отделения дополнительного образования и педагогов школы. Особо значимым является то, что учащиеся выступают активными субъектами деятельности по подготовке и проведению образовательного туристического похода.

Чтобы создать условия для формирования метапредметных умений обучающихся в процессе подготовки и проведения образовательных туристических походов по территории Российской Федерации необходимо:

    - разработать теоретическую модель подготовки и проведения образовательных походов;

    - определить начальный уровень метапредметных умений и уровень мотивации учащихся;

    - выделить основные умения (компетенции), формируемые у школьников в ходе туристской деятельности, и разработать способы (формы, методы, приемы) их развития;

  - разработать методику диагностики метапредметных умений, формируемых у учащихся в процессе подготовки и проведения образовательно-туристических походов;

    - создать комплект методических материалов для диссеминации полученного опыта.

Основные участники:

  1. Инициативная группа педагогов – осуществляет методическое, организационное и практическое сопровождение походов, отвечает за образовательную и физкультурно-оздоровительную работу с обучающимися, совместно с обучающимися формирует образовательный маршрут, разрабатывает комплект методических материалов для формирования и диагностики метапредметных умений обучающихся;
  2. Экспериментальная группа учащихся – выступает субъектом образовательной деятельности, на этапе подготовки выполняет широкий круг организационных обязанностей, в том числе, поиск социальных партнеров; выбор оптимального маршрута проезда к месту начала и окончания похода; разработку детализированной программы мероприятий похода; изучение транспортной системыместа пребывания для разработки логистики передвижения; разработку маршрута похода; изучение историко-культурных объектов, природно-климатических, геологических, топографических условий места образовательного туристического похода для определения исследовательской базы;
  3. Контрольная группа учащихся – обучается по стандартному базовому учебному плану образовательного учреждения, но, совместно с экспериментальной группой, принимает участие в исследовании уровня сформированности метапредметных умений;
  4. Выпускники школы – выполняют роль тьюторов, помогают участникам экспериментальной группы в решении поставленных перед ними задач по подготовке и проведению образовательного похода.

Руководство осуществляется следующей командой:

  1. Директор образовательного учреждения – административные функции;
  2. Учителя-предметники – функции кураторов исследовательской деятельности и индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;
  3. Педагог дополнительного образования по туризму – обучение навыкам пешеходного туризма и полевого быта;
  4. Педагог-психолог – проведение тренингов для учащихся по преодолению конфликтных ситуаций и психологических трудностей в походе;
  5. Педагог-организатор – организационные функции.

Ожидаемые результаты:

  1. количественные:

- рост вовлеченности школьников в туристские мероприятия, организуемые школой, районом, городом;

-увеличение процента выпускников, участвующих в школьных туристских проектах.

  1. качественные:

- повышение уровня сформированности метапредметных умений обучающихся;

- получение социальных знаний и опыта социальной деятельности;

- демонстрация способностей, невостребованных основным образованием, лучших личностных качеств;

- укрепление здоровья, повышение уровня общефизической подготовленности;

- профессиональная ориентация школьников;

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Организационная и методическая подготовка образовательного похода включает  этапы:

  1. Определение планируемых метапредметных результатов обучения
  2. Разработка типа, маршрута и определение категории похода
  3. Изучение историко-культурных объектов, природно-климатических, геологических, топографических условий места образовательного туристического похода
  4. Установление контактов с местными культурными и образовательными центрами, поисковыми отрядами
  5. Разработка детализированной программы мероприятий похода
  6. Разработка транспортной логистики похода
  7. Разработка документации
  8. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
  9. Распределение ролей внутри группы участников похода
  10. Круглый стол участников похода.

Отработка индивидуальных и групповых технико-тактических туристических навыков состоит в следующем:

  1. Учебныезанятия в туристско-краеведческих объединениях  Отделения дополнительного образования детей школы
  2. Участие в районных и городских соревнованиях по пешеходному туризму и спортивному ориентированию
  3. Учебно-тренировочные сборы по отработке техники пешеходного туризма и навыков полевого походного быта
  4. Анализ общефизической и специальной подготовленности учащихся , определение выявленных и возможных проблем и путей их решения .

Рефлексия и исследование умений учащихся.

  1. Рефлексивное собрание, посвященное личным результатам учащихся, достигнутым в походе
  2. Исследование уровня сформированности метапредметных умений участников контрольной и экспериментальной группы.
  3. Создание исследовательских работ обучающимися  на основе данных, полученных в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута.
Наверх страницы
На сайте http://школа106.рф/ мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия. Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Политика защиты персональных данных.
OK