В соответствии со Стандартом основного общего образования по обществознанию учащиеся должны получать опыт познавательной и практической деятельности - получать социальную информацию из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни, участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни и др.
Дополнительная общеобразовательная программа Дискуссионный клуб "Дебаты" как нельзя лучше помогает в решении этих задач.
В рамках данного клуба осуществляется сотрудничество с Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г. Ольденбургкого, Молодёжной правозащитной группой, ЦПМСС Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга, которые организуют групповые и индивидуальны турниры Дебатов на уровне города в течение всего учебного года. Благодаря этому ребята выходят на многочисленные площадки города, где в рамках соревнований они дебатируют наиболее интересные им темы.
"Дебаты", как технологию, применяют во время учебного процесса, на уроках. Однако в школьных программах не предусматривается сознательное обучение устной речи, а если и предусматривается, то, как задача вторичная, прилагающаяся к основному курсу. То же можно сказать о таких важных умениях, как публичное выступление, обсуждение спорных тем. Выпускник школы, обладая определённым набором знаний, умений не всегда может грамотно и убедительно выстроить свою речь, отстоять своё мнение и нередко в споре выражает неуважение к мнению оппонента. "Дебаты" дают возможность приобретения опыта коллективной работы, опыта отстаивания своей позиции и вхождения в позицию оппонента. Дают возможность научиться выстраивать своё выступление корректно, логично, содержательно.
Как учебная технология, дебаты обогащают образование, как игра - доставляют удовольствие. Данная технология особенно актуальна в гуманитарных дисциплинах, где знание невозможно преподнести как "объективно-истинное", в отличие от естественных и физико-математических знаний, истинность которых можно проверить экспериментальным путём. В гуманитарных науках знания не всегда можно проверить экспериментом. Здесь всегда сталкиваются субъективные позиции, мнения, точки зрения. Через такие столкновения осуществляется движение к истине.
Цель программы: создание условий для социализации и личностного роста подростков, раскрытия творческих способностей средствами коммуникативно-направленной деятельности учащихся, изучения технологии «Дебаты».
Задачи программы
Воспитательные:
• Воспитать у учащихся культуру общения, чувство уважения к сопернику за игровым столом.
• Привить чувство коллективизма при выступлениях на командных турнирах.
• Привить навыки самодисциплины.
• Воспитать волевые качества, самооценку, желание самосовершенствоваться.
• Сформировать творческую индивидуальность учащихся.
Развивающие:
• Развитие речевых приемов.
• Развитие основ поисковой деятельности.
• Формирование интеллектуально-оценочных умений.
• Формирование собственного мировоззрения на проблемы современного общества.
• Формирование навыков конструктивного общения.
• Развитие мотивации личности к познанию достижений человеческой деятельности.
• Расширение кругозора учащихся.
Обучающие:
• Ознакомить с историей и видами игровых дебатов.
• Обучить правилам игры.
• Обучить навыкам практической игры.
• Ознакомить с правилами проведения турниров по игровым дебатам и правилами поведения на них.
• Познакомить учащихся с основными отраслями права, с законотворческой деятельностью в РФ.
• Обеспечить усвоение важнейших понятий школьного курса обществознания.