ДОП "Пешеходный туризм", педагог дополнительного образования Пшеничникова Оксана Юрьевна
Школьный туризм - мощный катализатор развития ребёнка, уникальное педагогическое средство. Туристическая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней интегрируются все основные стороны воспитания: идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор школьников. С помощью туристско-краеведческой деятельности происходит более эффективное воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося.
Романтика туристической деятельности позволяет привлечь в этсферу детей, их родителей, педагогический коллектив. В полной мере реализуются принципы педагогики сотрудничества. Всё это облегчает управление детским коллективом и каждым учащимся. Занимаясь в туристско-краеведческом объединении, школьники осваивают и закрепляют навыки и умения рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей, нести ответственность за порученное дело, умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и действовать. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.
Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. Каждое занятие предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (подвижные игры, состязания в помещении и на природе, походы выходного дня, экспедиции), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы, рисование природных объектов и предметов быта).
Цель программы:
Создание оптимальных условий для развития и самореализации учащихся, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Задачи :
- Воспитание патриотизма посредством занятия краеведением.
- Нравственное и эстетическое воспитание учащихся на лучших образцах народной культуры.
- Создание коллектива, в котором совместная деятельность строится на добре, честности, взаимопомощи и понимании друг друга.
- Коррекция отклоняющегося поведения.
- Воспитание уважительного отношения к культурному и природному наследию родного края.
- Укрепление здоровья учащихся, их физического развития, формирование здорового образа жизни, уверенности в своих силах.
- Внедрение и реализация принципов соуправления и самоуправления, наставничества в туристической группе в период проведения туристических мероприятий с помощью должностной инструментовки.
- Развитие мышления, памяти, фантазии, литературной речи.
- Расширение кругозора учащихся.
- Развитие творческой деятельности учащихся.
- Раскрытие потенциальных способностей каждого учащегося и создание условий для самореализации в максимально комфортной обстановке.
- Развитие интереса к исследованию родного края, сохранению природных богатств.
- Развитие стремления к сохранению исторической памяти и традиций народа.
- Развитие социального опыта и адаптация личности ребёнка к жизни в коллективе и современном обществе.
- Обучение технике пешеходного туризма, технике безопасности, организации быта в походе.
- Обучение навыкам “добывания” знаний из исторических источников и литературы.
- Обучение навыкам словесного описания объектов материальной и духовной культуры.
- Расширение знаний по географии, истории, краеведению, полученных в средней школе.
- Обучение навыкам организации и проведения группового похода, разработки маршрутов .
- Применение на практике знаний по топографии, участие в соревнованиях, экспедициях.